ООО «Лидер Спец Транс» осуществляет перевозку опасных грузов с 2001 года. Компания оказывает полный комплекс услуг по перевозке опасных грузов.
+7 495 787 73 26
+7 812 602 03 05

Новости проекта «Система взимания платы с 12-тонников»

Совещание в Минтрансе по введению системы взимания платы с 12-тонников

23 сентября 2015 г. в Минтрансе России под председательством министра транспорта М.Ю.Соколова состоялось совещание по вопросу внедрения системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

В совещании приняли участие руководитель Росавтодора Р.В.Старовойт, руководитель Ространснадзора Е.И.Дитрих, заместитель начальника ГУ ОБДД  МВД России П.И.Бугаев, генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» А.А.Советников, председатель Комитета по транспорту Е.С.Москвичев.

На совещании были рассмотрены вопросы:

  • взаимодействия оператора системы - ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» с ГИБДД МВД России в целях обеспечения возможности выявления нарушителей и привлечения их к административной ответственности;
  • об обеспечении применения мер ответственности к иностранным перевозчикам за нарушения законодательства Российской Федерации в сфере взимания платы в рамках рассматриваемой системы;
  • разработки необходимых документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 504 и регламентирующих взаимодействие перевозчиков с оператором системы и его подразделениями.

Участниками были высказаны замечания, свидетельствующие о не готовности системы взимания платы к внедрению и эксплуатации.
По итогам совещания министром транспорта М.Ю.Соколовым были даны поручения Росавтодору и соответствующим службам Минтранса России по устранению высказанных недостатков и определению тестового периода эксплуатации системы взимания платы.

http://www.asmap.ru/

Росавтодор оценил готовность ключевого объекта системы взимания платы в Твери

22 сентября в Твери глава Росавтодора Роман Старовойт проверил готовность основного объекта системы взимания платы с транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн – Центра управления и мониторинга (ЦУиМ). ЦУиМ предназначен для сбора, обработки, хранения и передачи данных, поступающих как с расположенных на федеральных трассах систем мобильного и стационарного контроля, так и с бортовых устройств, установленных внутри «большегрузов».

Работа ЦУиМ, а также вся инфраструктура и оборудование главного центра обработки данных в Твери обеспечивается по условиям концессионного соглашения  полностью за счет средств инвестора - ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». «Особенность этого проекта в том, что Росавтодор не тратит ни единого рубля из федерального бюджета на создание системы взимания платы и её элементов. Автоматизированная система реализуется полностью за счет средств инвестора, при этом Федеральный дорожный фонд получает новый источник финансирования проектов дорожного хозяйства. В условиях оптимизации федерального финансирования прогнозируемые 40 млрд рублей поступлений в год очень пригодятся отрасли», - подчеркнул Роман Старовойт.

ЦУиМ представляет собой отдельное здание, в котором размещаются машинный зал с серверным оборудованием; центр контроля нарушений, в котором операторы проверяют поступающие с комплексов мобильного и стационарного контроля данные; ситуационный центр, где на специальные экраны операторов в круглосуточном режиме выводится информация о состоянии всех объектов системы (рамных конструкций, автомобилей мобильного контроля, ЦОД, передвижение транспортных средств с бортовыми устройствами и др.), информация о сбоях и обращениях в систему.

Обработка всех данных обеспечивается благодаря высокому уровню технической оснащенности и качества инженерной инфраструктуры. Повышенный уровень отказоустойчивости подтверждается международным сертификатом соответствия стандарту Uptime Institute Tier III, что гарантирует бесперебойность работы всех систем в круглосуточном и круглогодичном режиме.

«Сегодня мы увидели демонстрацию того, что уже в тестовом режиме передаются соответствующие данные в отношении транспортного средства, определятся тип автомобиля, государственный регистрационный знак. Увидели процесс получения информации со стационарных рамных конструкций и автомобилей мобильного контроля, а также состав информации, направляемой в ГИБДД. Таким образом, уже сейчас мы тестируем всю линейку процессов, чтобы в момент запуска системы взимания платы в эксплуатацию у нас не было никаких сбоев», - комментирует Александр Советников, генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Помимо этого, в ЦУиМе в режиме видеоконференции из филиалов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону доложили о готовности основных элементов системы, включая комплексы мобильного и стационарного контроля, и количестве зарегистрировавшихся пользователей. В целом по стране автомобили мобильного контроля уже готовы к эксплуатации в полном объеме (100 машин). Все устанавливаемое на автомобилях оборудование смонтировано и прошло необходимые тестирования.

«Количество зарегистрированных в системе автомобилей сейчас составляет свыше 60 000, то есть больше 200 крупных компаний, однако этого недостаточно, - отмечает руководитель Росавтодора. – Пользуясь случаем, призываю грузоперевозчиков и всех владельцев транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн активизироваться, начинать регистрироваться в системе и получать информацию о том, как она будет работать». При этом Роман Старовойт подчеркнул, что на этапе регистрации и до 15 ноября никто не требует и не вправе требовать от владельцев транспортных средств свыше 12 тонн внесения соответствующих средств на специальный расчетный счет. Важно, что на данном этапе грузоперевозчикам необходимо зарегистрироваться в системе взимания платы, в том числе определить для себя оптимальный способ внесения средств.
Необходимые условия для будущих пользователей системы взимания платы уже созданы: функционирует интернет-портал www.platon.ru, открыты телефоны горячей линии (8-800-550-02-02 (для России), 7-495-540-02-02 (для звонков из-за рубежа)), на территории России предусмотрены 138 офисов поддержки пользователей (адреса доступны на сайте www.platon.ru).

Система взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн: два месяца до старта

Грузоперевозчиков Центрального федерального округа проинформировали о внедрении с 15 ноября 2015 года Системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн в счет возмещения причиняемого ими вреда федеральным трассам. О начале и принципах работы автоматизированной системы взимания платы, способах регистрации и оплаты представителей бизнеса проинструктировали в рамках круглого стола, организованного разработчиком и оператором системы ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» при поддержке Федерального дорожного агентства (Росавтодор).
В круглом столе также приняли участие представители ФКУ «Дороги России» Федерального дорожного агентства, Министерства транспорта Московской области, органов управления Брянской, Тульской, Орловской, Калужской, Липецкой, Смоленской, Белгородской, Воронежской, Тамбовской, Курской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Ивановской, Костромской областей, а также крупных грузоперевозчиков, логистических компаний и бизнес-ассоциаций.

«Хочу констатировать, что создание системы взимания платы осуществляется в строгом соответствии с графиком и в настоящий момент находится уже в финальной стадии реализации: до начала функционирования системы на федеральных трассах остается ровно два месяца, - обратился к участникам мероприятия руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. - Данная система взимания платы не имеет аналогов по своему охвату, она будет покрывать всю сеть федеральных автодорог  - более 50 тысяч километров - и функционировать в автоматизированном режиме 24/7/365, т.е. непрерывно».

По данным Федерального дорожного агентства, 56% от общего размера вреда, наносимого федеральным дорогам, наносят именно транспортные средства с разрешенной массой свыше 12 тонн.

По словам Александра Советникова, генерального директора ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (разработчик и оператор системы взимания), к 15 ноября 2015 года на федеральных трассах будет работать 20 рамных конструкций стационарного контроля (всего в концессионном соглашении предусмотрена поэтапная установка 481 рамной конструкции). При этом главным способом контроля за нарушителями станет мобильный контроль, состоящий из 100 специализированных автомобилей.

Рассказывая о процессе регистрации в системе, Александр Советников подчеркнул, что обеспечивается главное – удобство пользователей. Зарегистрироваться можно в Центрах информационной поддержки пользователей – 138 офисов рассредоточены по территории всей России, из них 35 центров – в местах пунктов пропуска через госграницу, так как действие системы будет распространяться и на зарубежных перевозчиков. Также разработан специальный интернет-сайт www.platon.ru с наличием личных кабинетов, и будет доступно мобильное приложение, с помощью которого владельцы транспортных средств свыше 12тонн смогут планировать маршрут, вносить плату. Уже сейчас в системе созданы личные кабинеты грузоперевозчиками с парком свыше 100 транспортных средств, а с 30 сентября регистрация на сайте www.platon.ru станет доступна для всех.

«Чтобы избежать ситуации, когда все придут регистрироваться  в последний день, мы уже зарегистрировали почти всех крупных грузоперевозчиков, а с 30 сентября личные кабинеты смогут создать все владельцы транспортных средств свыше 12 тонн. Также 14 сентября начал работу круглосуточный колл-центр, где можно получить информацию о любых аспектах системы взимания платы, о ее работе, способах регистрации и необходимых документах, внесения и возвращения платежей. Как показывает практика, для большинства пользователей интернет-сайт и мобильное приложение могут стать удобным инструментом работы с системой, однако предусмотрена и возможность взаимодействия через офисы поддержки и терминалы», - комментирует Советников.

В середине октября, за месяц до начала действия системы взимания платы,  запланирована официальная приемка системы в главном центре управления данными в Твери.

Справка
Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, вводится на территории РФ с 15 ноября 2015 года на основании Федерального закона от 06.04.2011 №68-ФЗ и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 №504. Действие системы будет распространяться на 50 000 километров федеральных трасс на территории России (за исключением платных федеральных трасс).

29.09.2014 Федеральное дорожное агентство и компания ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» заключили Концессионное соглашение в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 г. N 1662-р Таким образом, ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» является оператором системы взимания платы, получившей название «ПЛАТОН».

Введение системы позволит организовать взимание платы с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию федеральных трасс. Таким образом, при движении транспортного средства свыше 12 тонн по маршруту Система рассчитывает плату за пройденный путь только по федеральным автодорогам.

В системе предполагается два способа оплаты – с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Для внесения платы владелец транспортного средства обязан зарегистрировать автомобиль в системе «ПЛАТОН» и предоставить пакет необходимых документов в Центр информационной поддержки пользователей или на сайте системы www.platon.ru.

Денежные средства владельца транспортного средства вносятся на его лицевой счет, который открывается в Системе после регистрации автомобиля. Оплата производится по авансовой схеме. Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается в зависимости от фактического пути транспортного средства.

Полученные средства поступят в Федеральный бюджет и будут направлены на обеспечение поддержания федеральных автомобильных дорог в нормативном состоянии. В настоящий момент утвержденный Правительством РФ тариф составляет 3,73 руб. за километр.

СВП в Центральном федеральном округе
Протяженность автомобильных дорог федерального значения в Центральном федеральном округе составляет 10 372,8 км. В рамках концессионного соглашения на территории ЦФО будут установлены 118 рамных конструкций – систем стационарного контроля (ССК).

Кроме того, на территории ЦФО до 15 ноября 2015 г. будет развернуто 29 центров информационной поддержки пользователей. Благодаря работе таких центров грузоперевозчики и владельцы логистических компаний смогут заключать договоры об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в федеральный бюджет, производить оплату удобным для них способом, получать необходимую информацию, консультации специалистов, открывать счета, получать в безвозмездное пользование бортовые устройства и др.

http://rosavtodor.ru/

Сайт системы взимания платы с 12-тонников запущен в информационном режиме: platon.ru. Регистрация в личном кабинете будет открыта с 30 сентября.

Системы взимания платы с 12-тонников и весогабаритного контроля могут совместить

Росавтодор прорабатывает вопрос по совмещению систем весогабаритного контроля и взимания платы с 12-тонников. Специалисты ФДА и концессионер проекта создания СВП в итоге пришли к совместному выводу, что требуется лишь небольшая доработка программных продуктов для их универсализации.

Сейчас проблема перегруза остается для дорожного агентства самой злободневной, поскольку больше половины транспорта ездит с перевесом и наносит трассам колоссальный ущерб. Старовойт отметил, что для охвата федеральной сети дорог необходимо создать 500–600 пунктов весогабаритного контроля, исходя из мирового опыта. Оборудование, которое устанавливается сейчас, позволяет машинам проезжать через «дорожные весы» без остановки.

В ходе интервью также поднимался вопрос о том, удастся ли Росавтодору сохранить сбалансированную ставку в проекте взимания платы с 12-тонников. «Решение будет за Правительством Российской Федерации. Мы совместно с Минтрансом России уже направили туда свое последнее предложение и размер тарифа, о котором я сказал ранее, — в абсолютных цифрах оно составляет 3 рубля 6 копеек», - сказал Старовойт.

http://dorinfo.ru

387 пунктов весогабаритного контроля установят на федеральных дорогах России к концу 2020 года
100% федеральных автодорог России будут охвачены автоматизированными средствами весогабаритного контроля с использованием средств фото- и видеофиксации. План мероприятий по предотвращению нарушений при движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам утвердил зампредседателя Правительства РФ Аркадий Дворкович, сообщается на сайте Кабмина.

Всего к концу четвертого квартала 2020 года на федеральных трассах страны планируется оборудовать 387 пунктов весогабаритного контроля.
План также предусматривает, наделение владельцев автодорог полномочиями по обеспечению фиксации правонарушений, в том числе с использованием специальных технических средств, по передаче информации о правонарушениях в контрольно-надзорные органы. Наделение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта правом остановки на пунктах весового и габаритного контроля тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, а в случаях перевозок с нарушением установленных правил – правом задержания таких транспортных средств и правом принятия мер административного воздействия к нарушителям.

http://dorinfo.ru

Интервью руководителя Росавтодора Романа Старовойта

CNews: Каковы текущие достижения по созданию СВП? Какие этапы уже удалось пройти на сегодняшний день?
Роман Старовойт: Сейчас мы движемся строго в соответствии с концессионным соглашением с «РТ-Инвест Транспортные Системы» и сетевым графиком. В первую очередь создается программный комплекс — это уникальный продукт, потому что до нас никто не делал территориально распределенных систем взимания платы на такой протяженности дорог, как в России, да еще за очень короткий срок. Параллельно идет подготовка к открытию центров информационной поддержки пользователей, первый из которых в начале июня был презентован в Ростове-на-Дону.

Особенности введения системы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн обсуждались на совещании в Министерстве экономического развития, которое прошло под председательством замминистра Олега Фомичёва. На нем, в частности, представители ассоциаций перевозчиков и союзов транспортников просили учесть нынешнее социально-экономическое положение и рассмотреть возможность дифференцированного подхода к тарифу — растянуть его по времени, увеличивая постепенно.

Правительством установлен размер платы 3,73 рубля за километр пути. Но сейчас поступают и другие предложения по тарифу, начинающиеся от суммы 64 копейки за километр. Мы представили расчеты, согласно которым необходимо применять соответствующие коэффициенты при расчете тарифа, а именно 0,82 от установленного правительством размера.

CNews: Какие затраты должен окупить проект?
Роман Старовойт: Финансовую и правовую модель проекта мы создавали, основываясь на совершенно конкретной научно-исследовательской разработке. Необходимо предусмотреть возврат как капитальных вложений концессионера, инвестиционных средств из других источников, так и операционных затрат на поддержку и эксплуатацию системы. Только для выхода на окупаемость, когда инвестор сможет компенсировать затраты на создание и обслуживание системы в течение года, тариф должен быть не ниже 1 рубля за километр пути. Но нигде в мире не устанавливают тариф за пользование инфраструктурой, чтобы он только покрывал затраты на создание системы, обслуживающей сборы.

CNews: Какие основные критерии использовались для того, чтобы обосновать эту плату?
Роман Старовойт: Сейчас достоверно никто не может сказать, сколько автомобилей, подпадающих под действие СВП, проезжает по федеральным дорогам. Есть только ориентировочные цифры, сколько километров в сутки в среднем проходит тот или иной автомобиль. Но даже эти оценки разнятся в сотни раз.

Для обоснования тарифа есть сложная формула расчета, которая включает в том числе размер акцизов с автомобилей, долю в структуре эксплуатационных затрат, затраты на капитальный ремонт, общегодовой пробег автомобилей. Учитывается, сколько «12-тонники» проезжают в сутки, какой ущерб они наносят дорожному полотну.

Здесь мы сталкиваемся с проблемой объективности. Некоторые перевозчики заявляют, что их машины имеют небольшой пробег по федеральным трассам, и одновременно прогнозируют свои затраты на оплату через СВП в 50 млн рублей. Но если они мало пользуются дорогами, откуда такая большая сумма? Отдельные перевозчики предлагают вообще ввести мораторий на данную норму закона: 2–3 года не вводить в действие систему. Звучат предложения вместо внедрения СВП поднять налог на топливо, но в этом случае ущерб, причиненный грузовиками, будут, по сути дела, возмещать и владельцы легковых автомобилей, а это несправедливо.

CNews: Минэкономики поддерживает позицию перевозчиков?
Роман Старовойт: Скорее придерживается нейтральной позиции. Наши доводы также услышаны, поэтому речи о том, чтобы перенести дату старта проекта, сейчас не идет. Однако продолжается дискуссия о том, что может быть определен некий временной промежуток, в который будет установлена минимальная плата за проезд «12-тонников», а затем ее станут постепенно увеличивать, чтобы от работы на самоокупаемость перейти к целевому инвестированию в дорожные проекты.

Другой вопрос, что назвать реальное число перевозчиков, использующих автомобили массой свыше 12 тонн, сейчас невозможно. Много компаний работает в теневом секторе. Данные об этом сегменте мы получили в первую очередь на основании существующих на федеральной дорожной сети пунктах стационарного и автоматического весового контроля большегрузов.

CNews: Каков ваш прогноз: удастся ли сохранить сумму в 3,73 рубля за километр или она будет, с учетом такого давления, пересмотрена? Куда чаша весов клонится сейчас?
Роман Старовойт: Решение будет за Правительством Российской Федерации. Мы совместно с Минтрансом России уже направили туда свое последнее предложение и размер тарифа, о котором я сказал ранее, — в абсолютных цифрах оно составляет 3 рубля 6 копеек.

CNews: Скорее всего, по российской, и не только по российской, традиции все перевозчики придут оформлять свое участие в системе в последний день перед запуском. Как вы управляете этим риском?
Роман Старовойт: Увы, таков наш менталитет. Поэтому, чтобы не создавать трудности перевозчикам, в системе будут предусмотрены все известные на сегодняшний день способы оплаты: через мобильный телефон и интернет, банковской картой, через терминал, с помощью бортового устройства. Выдача бортовых устройств будет осуществляться в центрах поддержки пользователей, и к моменту начала работы системы их будет произведено не менее 200 тысяч штук. Пользователи смогут выбирать оптимальные для себя варианты ведения расчетов.

CNews: Как вы контролируете ход работы концессионера по проекту?
Роман Старовойт: Наш контроль можно назвать двухуровневым. В структуре Росавтодора это профильное управление по государственно-частному партнерству. Есть подведомственное нам учреждение «Дороги России», которое также курирует данный проект и более детально взаимодействует с концессионером. В концессионном соглашении предусмотрен сетевой график выполнения работ с конкретными задачами. По каждой решенной задаче из графика нам предоставляют подробную документацию и отчетность.

CNews: Оплата концессионеру — это 10,6 млрд рублей ежегодно. Но в распоряжении правительства есть указание, что окончательный размер платы будет установлен после проведения независимого технологического ценового аудита.
Роман Старовойт: В настоящее время мы выбрали исполнителя работ по технологическому ценовому аудиту и ожидаем результаты аудита к началу осени.

CNews: Можно ожидать того, что плата концедента может возрасти?
Роман Старовойт: Пока не завершатся работы по ТЦА, не будет представлена актуальная финансовая модель по проекту с учетом того, что проект был одобрен для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, говорить об изменении платы концедента преждевременно.

CNews: Влияет ли Росавтодор на структуру затрат по проекту прежде всего концессионера?
Роман Старовойт: Все расходы по проекту осуществляются в соответствии с финансовой моделью проекта, и, конечно, мы понимаем объемы затрат. Непосредственно управляет расходами сам концессионер, и он же самостоятельно несет соответствующий риск по распоряжению средствами.

CNews: Из описания экономической выгоды системы следует, что прирост доходов бюджета в год будет составлять порядка 50 млрд рублей?
Роман Старовойт: Да, ожидаемая сумма именно такая, но есть нюансы с подходами по ее расходованию. Исходя из ситуации с региональными дорожными фондами, на заседании президиума Госсовета в октябре прошлого года Президент России поручил проработать вопрос о направлении этих дополнительных средств — примерно 40–50 млрд рублей — на региональные дорожные проекты и уникальные дорожные сооружения. Это нужно для точечной поддержки проектов государственно-частного партнерства. Как правило, эти проекты представляют собой строительство мостовых сооружений, дорог в обход городов.

CNews: Все или в какой-то пропорции?
Роман Старовойт: В прошлом году мы увидели по докладам Министерства финансов и глав регионов, что наполняемость региональных дорожных фондов в среднем по стране составляла примерно 13–14% от необходимого объема. Для сравнения: в федеральном фонде сейчас собирается 100% необходимых средств. С такими показателями мы не решили бы задачу по удвоению строительства дорог, потому что она касается и федеральных, и региональных дорог. Последним в этих условиях явно недостает финансирования.

По нашим расчетам, применяя схему государственно-частного партнерства, мы сможем привлечь с рынка дополнительно 1–2 рубля на каждый рубль, который будет субсидирован из федерального бюджета. Итого, выделяя на развитие дорог субсидию условно в миллиард рублей из Федерального дорожного фонда, мы сможем создать объект за 3 миллиарда. Это может быть, например, объездная дорога мимо крупного населенного пункта, которая соединит федеральные трассы.

Так будут решены и федеральная, и региональная задачи. В прошлом году, осенью, мы утвердили методику отбора таких региональных проектов. Уже сегодня к нам обратились более 10 регионов, и мы ждем решения президента и правительства по этому вопросу. В конце 2016 года, когда будут собраны средства, у нас уже будет перечень региональных проектов государственно-частного партнерства, которые мы бы могли субсидировать.

CNews: Плательщики сбора не станут возмущаться из-за того, что сбор вводился на улучшение федеральных трасс, а фактически собираемые средства расходуются на региональные дороги? Значит, федеральные не так нуждаются в финансировании?
Роман Старовойт: Проекты будут отбираться нами с учетом решения в том числе федеральных задач. Например, обход крупного населенного пункта может соединять федеральную сеть и упрощать маршрут для пользователей. Ведь автомобилистам не столь важно, где заканчивается федеральная и начинается региональная дорога.

Бюджет федерального дорожного фонда — более 500 млрд рублей. Из них 150 млрд мы направляем в виде субсидий субъектам. То есть мы и сейчас непосредственно влияем на дорожную политику регионов.

Сегодня, с одной стороны, ставится задача улучшить качество региональных дорог. С другой стороны, ввод системы может привести к тому, что частично пользователи уйдут с федеральной сети на бесплатные региональные дороги. И для того чтобы из-за повышения нагрузки совсем не рухнула региональная сеть, на переходное время мы предложили вот такую компенсацию возможного увеличения нагрузки на региональную сеть, потому что регионы прорабатывают вопрос введения у себя аналога. Планируется период в 2–3 года, чтобы они смогли посмотреть, как это работает, насколько это эффективно.

CNews: Как вы думаете, когда пилотные регионы будут готовы к тому, чтобы опробовать эту систему у себя? И каким вам видится технологическое решение — это будет централизованная система, которая лишь получит свой региональный сегмент, или регион будет свободен в создании своего технологического решения?
Роман Старовойт: Для того чтобы регион мог ввести аналог этой системы или создать и применить какую-то иную конфигурацию взимания платы, должно быть изменено законодательство, федеральное в том числе. На сегодняшний момент, насколько мне известно, уже готовятся необходимые поправки в федеральный закон.

CNews: Когда могут ожидаться такие поправки?
Роман Старовойт: Весенняя сессия работы Государственной Думы уже фактически закончилась, а на осень план работы депутатов еще не утвержден. Поэтому сложно судить о конкретных сроках.

По большому счету регионы вольны выбирать себе партнера и инвестора. Наверное, разумнее иметь одного оператора и одну модель бортового устройства. Хотя у нас в концессионном соглашении указано, чтобы бортовое устройство было унифицированным и имело возможность подключения дополнительных функций. То есть для проезда по разным трассам водителю не надо будет устанавливать в машину целую коллекцию различных бортовых устройств. Впрочем, мне неизвестно о каких-то подписанных протоколах или о намерениях.

Автомобили после запуска системы на федеральном уровне оборудуются бортовыми устройствами. Водители уже будут обучены, как пользоваться терминалами, как проходить контроль. Они будут понимать, как взыскиваются штрафы, какие санкции. Регионы сами ведут переговоры с «Ростехом» насчет сотрудничества.

CNews: Если есть централизованная система, то технологически крайне сложно будет создавать региональные аналоги и интегрировать их друг с другом. Наверное, возникнет ситуация, когда система станет монопольной для всей страны. Какие есть мнения по этому поводу?
Роман Старовойт: Не думаю, что возникнут непреодолимые трудности. В федеральную систему закладывается возможность интеграции ее с другими системами, в том числе и с региональными. Для того чтобы система стала «монопольной», необходимо решение всех регионов о ее тиражировании в каждом из них. Но каждый регион самостоятельно оценивает потребность в такой системе, исходя из множества факторов, прежде всего из собственного анализа объема перетока не желающих платить большегрузов с федеральных трасс на его дороги.

Возможность того, что СВП станет безальтернативной, теоретически существует. Но, честно говоря, никогда этот риск не звучал на совещаниях, отдельно не проговаривался. С другой стороны, вспомним, как был отобран партнер, концессионер для создания федеральной сети, а он был отобран без конкурса, несмотря на то, что нами были подготовлены конкурсные процедуры в полной мере в соответствии с законодательством.

Мы видели уже консорциумы, как минимум два, которые предполагали участие в конкурсе, кроме «Ростеха». Причем у «Ростехнологий» на тот момент был другой партнер. Поэтому, если вспомнить те доводы, которые услышал президент и на основании которых он принял решение без конкурса назвать в качестве концессионера «Ростех», то, наверное, это не так уж и плохо, что будет один оператор. Это государственная корпорация, включающая в себя наиболее крупные предприятия РФ. Плюс решается вопрос импортозамещения, вопрос безопасности передачи и обработки информации и т.д. В любом случае надо посмотреть, как она будет работать на федеральной сети. И у каждого региона есть право выбора как правового, так и финансового механизма реализации такого проекта.

CNews: Звучат оценки, что система уникальна и может стать неким ядром для транспортной телематики страны, на которую можно потом «нанизывать», к примеру, системы учета парковочного пространства и весогабаритного контроля. На единых технологических площадках с общими данными можно достаточно много «привязать» других систем, которые тоже используются в транспорте. Обсуждается эта идея?
Роман Старовойт: Скорее всего, да, можно будет использовать эту систему в таких целях. Но пока этот вопрос не поднимался.

Весогабаритный контроль для нас — наиболее острый и болезненный вопрос, потому что сегодня в полной мере он не работает. Больше половины автотранспорта идет с перегрузом, нанося колоссальный ущерб дорожному хозяйству России. И мы сейчас глубоко прорабатываем этот вопрос по совмещению систем взимания платы и весогабаритного контроля.

CNews: Пока рамки габаритного контроля и рамки стационарного контроля СВП – это отдельные устройства?
Роман Старовойт: Исходя из мирового опыта, чтобы охватить полностью федеральную сеть, нам необходимо будет создать 500–600 пунктов весогабаритного контроля. Оборудование автоматизированных систем весогабаритного контроля, или, кратко, СВГК, которое мы сегодня устанавливаем, позволяет без остановки автотранспортного средства продвигаться через «дорожные весы». Электроника дает нам сведения о собственнике и типе автомобиля, его весе и габаритных параметрах. И самое главное, движется он с нарушением или нет. Специалисты Росавтодора и концессионера проекта создания СВП сопоставили функционал обеих систем и сделали заключение о том, что требуется лишь небольшая доработка программных продуктов, чтобы обеспечить их универсализацию.

После доработки оборудование и программное обеспечение, которым оснащаются конструкции СВП и СВГК станет не только в автоматизированном режиме относить транспортное средство к определенной категории, но и точно определять его реальную массу, что, вероятно, позволит в будущем перейти к гибкой тарификации.

А на первых этапах унификация избавит от двойных затрат на создание инфраструктуры обеих систем – порталов и навесного оборудования, сетей электроснабжения и телекоммуникаций, позволит сократить издержки на обслуживание и эксплуатацию этого хозяйства.

CNews: Данные могут обрабатываться в одной системе?
Роман Старовойт: Этот вопрос прорабатывается прежде всего с учетом позиции концессионера проекта СВП. Давайте оставим это специалистам, которые оценят разные схемы и найдут оптимальное решение. На наш взгляд, было бы целесообразно охватить федеральную сеть такими пунктами весогабаритного контроля. Самое главное, чтобы они были без участия человека. И по аналогии с автоматическим контролем скоростного режима нарушитель мог бы получать соответствующее уведомление для уплаты штрафа. Пару раз автовладелец получит взыскание, на третий раз крепко задумается, выезжать на линию или нет с таким перегрузом, подвергая себя и других участников дорожного движения опасности.

CNews: Когда автомобилисты почувствуют результаты внедрения СВП? Когда можно будет говорить, что произошли улучшения в дорожном хозяйстве?
Роман Старовойт: Многое зависит от решения правительства. Если средства от СВП останутся в федеральном дорожном фонде, то будет ощутимый эффект уже на следующий год. Если средства, как мы предлагаем, переведут в региональные дорожные фонды на реализацию проектов государственно-частного партнерства, здесь дольше ожидать эффекта, потому что необходимо будет отобрать эти регионы, заключить концессионное соглашение по привлечению инвестиций, спроектировать этот объект, построить в итоге. На это потребуются 2–3 года.

http://www.cnews.ru/

Подготовка к запуску платежной системы «Платон»

О подготовке к стартующему с 15 ноября взиманию платы рассказывает коммерческий директор компании-оператора ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" Антон Замков.

Запуск системы и взимание платы начинаются меньше чем через два месяца. Насколько осведомлены о системе транспортные компании, частные владельцы тяжеловозов?

Мы не только развернули большую информационную кампанию в прессе, но еще и разослали письма всем крупным российским перевозчикам, во все профессиональные ассоциации грузоперевозчиков, российские и международные. 14 сентября заработал колл-центр, в котором можно получить на двух языках всю информацию о работе системы, порядке регистрации, местах расположения офисов обслуживания и о порядке внесения платы. Еще раз напомню номера телефонов: 8-800-550-02-02 — для бесплатных звонков из России, +7 (495) 540-02-02 — для звонков из-за границы. 1 сентября открылся сайт platon.ru (российская система взимания платы называется "Платон". —"Деньги"). Пока он работает в информационном режиме, но в конце сентября уже можно будет регистрироваться в личном кабинете, заводить лицевые счета. Возможность внесения средств на эти счета откроется не позднее 1 ноября. Уже за первую неделю работы сайта зафиксировано 9 тыс. уникальных посещений. Среднее время посещения — семь минут, люди реально читают информацию. Любопытное наблюдение: 20% заходов — с мобильных устройств, и эти заходы обычно по ссылке с сайтов дальнобойщиков. Наши водители грузовиков не только технически весьма продвинутая публика, но и люди, следящие за новостями.

Во многих европейских странах в день начала сбора средств наступал транспортный коллапс. Вы учли допущенные ошибки?

Консультирующие нас на подготовительном этапе словацкие специалисты настоятельно рекомендовали заранее начать работу с корпоративными клиентами. Офисы, в которых можно зарегистрироваться и получить всю необходимую информацию, мы откроем 15 октября. Понятно, что крупные транспортные компании, имеющие сотни грузовиков, чисто организационно не успеют зарегистрироваться, завести весь свой автопарк в реестр, если предоставить такую возможность только в момент запуска системы. Чтобы избежать очередей и сделать работу с системой максимально удобной для перевозчиков, а также заранее подготовить и доставить в регионы бортовые устройства, регистрировать автопарк крупных клиентов в системе — заводить личные кабинеты на сайте — мы начали уже с 1 августа. Сначала для тех, чей парк превышает 300 грузовиков,— таких в России 142 компании. Например, у торговой сети "Магнит" — свыше 5 тыс. 12-тонников, у компаний "Алроса", "Татнефть", сети "Перекресток" — от 1 тыс. Таким компаниям мы прикрепляем персонального менеджера. И чтобы руками не забивать в систему все тысячи автомобилей с их госномерами, Vin, номерами СТС и так далее, менеджер эти данные переносит прямо из системы управленческого учета клиента. С 15 августа мы в таком режиме уже приступили к регистрации клиентов с автопарком от 100 грузовиков — 483 компании. И часть наших офисов, которые для всех начнут работать с 15 октября, для корпоративных клиентов уже открыты: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове, Хабаровске. То есть за три с половиной месяца до запуска системы мы сами пошли к клиентам, дабы никакого коллапса с очередями и штрафами не произошло. И это оказалось очень правильно — как ни удивительно, многие руководители крупных транспортных компаний летом были вообще не в курсе, что система запускается в ноябре.

Как-то странно — информация же распространялась.

Разумеется, грузоперевозчики слышали про 15 ноября. Закон-то о сборе средств приняли еще четыре года назад, но за это время срок начала сбора несколько раз уже переносили. Многие считали, что и в этот раз перенесут, отложат, поэтому информацию всерьез не восприняли. Более того, до сих пор некоторые сравнительно крупные транспортные компании, к которым мы сами пришли, чтобы помочь заранее все оформить, воспринимают нас как некоего коммерческого посредника, не имеющего отношения к самой системе сбора средств. Мы им показываем постановление правительства, где ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" определено оператором системы взимания платы, а они не верят! Система сейчас уже полностью готова к сдаче в эксплуатацию, мы проводим тестирования. Еще раз подчеркну: система 15 октября будет сдана в эксплуатацию государству, а 15 ноября начнет собирать деньги и передавать данные о неуплате сбора в ГИБДД, а они, в свою очередь,— рассылать штрафы. И тем, кто сегодня не верит, что это произойдет, игнорирует возможность зарегистрироваться и заказать бортовые устройства заранее, в ноябре придется стоять в очереди.

А когда можно получить бортовое устройство?

Заявки от крупных клиентов мы, как я сказал, уже собираем, а всех остальных ждем в офисах с 15 октября или на сайте системы. Собственно выдача начнется в наших офисах до конца октября. По опыту других стран, в первый год бортовые устройства устанавливают менее чем на 15% ТС. Наш автопарк тяжеловозов — около 1,8 млн единиц, минус спецтехника и те, кто не выезжает на федеральные трассы. Словом, пока нам необходимо подготовить около 200 тыс. устройств. Они готовы. Сейчас мы уже можем раскрыть производителя: это российский завод "Центрсвязьинформ" в Санкт-Петербурге.

Как вы планируете обеспечить устройствами зарубежные транспортные компании?

Иностранных клиентов, в том числе и очень крупных, мы информируем не напрямую, а через ассоциации автоперевозчиков. Заявки от зарубежных перевозчиков мы тоже уже собираем, но, в силу понятных особенностей, основная регистрация будет проходить через сайт. Устройства для иностранных клиентов будут доставлены в наши офисы, развернутые рядом с автомобильными пропускными пунктами на границах.

И контрольные рамки уже стоят?

Мы движемся по намеченному графику. Сейчас рамки можно увидеть в Московской области, всего к 15 ноября будет установлено 20 рамок в Центральном федеральном округе, а по всей стране будет курсировать 100 машин мобильного контроля. Это необходимое количество для того, чтобы полностью обеспечить контроль и достичь эффективной собираемости. Далее, по всей России в течение 20 месяцев в пять этапов будет построена еще 461 рамка. Места определяются совместно с Росавтодором с учетом интенсивности грузопотоков и наличия дорожных развязок, а также текущего состояния автомобильных дорог и планов по их реконструкции.

Ранее говорилось, что вносить плату можно будет в том числе и через партнерскую сеть терминалов, но какую сеть — не называлось.

Сеть мы не называем, потому что договор еще не подписан. Но могу сказать, что терминалы будут стоять практически везде, в том числе на многих АЗС.

Протяженность федеральных трасс — более 50 тыс. километров. Неужели на всех участках система будет работать?

Не поверите, но мы проехали абсолютно по каждому из 50,8 тыс. километров. Сотовая связь от нашего партнера "МегаФон" есть практически везде, по всем участкам построен и внесен в систему маршрутный граф, по которому определяется реальный пробег.

Перед выездом на федеральные дороги будут установлены какие-то предупреждающие водителя таблички?

Установка любых знаков и прочих указателей на дороге — задача Федерального дорожного агентства, которое, безусловно, заинтересовано в информировании грузоперевозчиков о введении системы оплаты. Со своей стороны, мы установим указатели об офисах обслуживания и платежных терминалах.

Обсуждалась ли возможность снижения ставки сбора ввиду тяжелой экономической ситуации?

Заявленный тариф 3,73 рубля за километр не изменился. Однако сейчас на уровне правительства обсуждается возможность его снижения до 3,06 рубля.

http://www.kommersant.ru/