Перевозки СПГ автомобильным транспортом
Особое место в общей структуре грузовых перевозок
занимают перевозки промышленной продукции и сырья,
обладающих опасными свойствами.
Опасные грузы требуют соблюдения особых режимов при хранении, транспортировании и переработке. Основным фактором безопасности доставки является правильно организованная технология перевозки опасных грузов.
Наиболее полно задачи регулирования перевозок опасных грузов решены в Европейском Соглашении (ЕС) о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), принятом большинством стран Западной Европы в 1957г. На основании этого документа каждая страна, входящая в ЕС или присоединившаяся к нему, может разрабатывать свои, не противоречащие основным требованиям ДОПОГ, национальные правила как для внутренних так и для международных перевозок.
МЕТАН ОХЛАЖДЕННЫЙ ЖИДКИЙ или ГАЗ ПРИРОДНЫЙ ОХЛАЖДЕННЫЙ ЖИДКИЙ с высоким содержанием метана, в классификации опасных грузов относится к подклассу 2.1 легковоспламеняющихся газов и имеет порядковый номер опасного груза ООН (UN) № 1972.
Перевозки СПГ автомобильным транспортом регламентируются правилами ДОПОГ, а также Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждены Приказом Минтранса РФ от 08.08.95 N 73.
При автомобильных перевозках СПГ используются транспортные емкости: криогенные цистерны, танк-контейнеры для сжиженного природного газа. Криогенные цистерны имеют вакуумно-многослойную изоляцию и могут эксплуатироваться при температурах окружающей среды от -50°C до 50°C. В основном в России используются автоцистерны объемом 50м3, вмещающие до 20 тонн СПГ. СПГ перевозится под небольшим избыточным давлением при температуре -161°C. При автомобильных перевозках СПГ особое внимание уделяется обеспечению взрывобезопасности и системе контроля при операциях слива / налива газа и транспортировки. Метан взрывоопасен при концентрации в воздухе от 4,4% до 17%. На цистерне установлено 2 манометра для контроля давления газа во время перевозок.
Перевозка СПГ в цистернах в количестве более 3000 литров осуществляется согласно разрешительной системе перевозок грузов повышенной опасности.
Для перевозок СПГ в цистернах по территории РФ требуется оформить специальное разрешение. Управление государственного автодорожного надзора утверждает маршрут перевозки. Порядок выдачи специального разрешения утвержден Приказом Минтранса РФ от 04.07.11 N 179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов».
В странах Евросоюза получать специальное разрешение не требуется, перевозка регламентируется только правилами ДОПОГ. Но необходимо согласовывать с национальными спасательными Департаментами План обеспечения безопасности при перевозках СПГ. Согласованные экземпляры Плана должны находиться у водителя на двух языках.
Требования к оборудованию и маркировке транспортных средств
В ДОПОГ обозначены требования к оборудованию и комплектации транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Все транспортные средства, автомобили и прицепы, обязаны 2 раза в год проходить технический осмотр, получить диагностическую карту с заключением о возможности использования транспортного средства, получить свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов.
Транспортные средства, используемые для перевозки грузов повышенной опасности, в т.ч. СПГ в цистернах, должны пройти процедуру категорирования в Росавтодоре и быть включены в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
Все транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS (приказ Минтранса №20) и тахографами (приказ Минтранса №273). Оснащение автомобилей тахографами у компаний-перевозчиков опасных грузов происходило в первую очередь, сроки установки тахографов на все автомобили категорий N2, N3 до 1 апреля 2014 года. Дополнительно транспортное средство, перевозящее СПГ, согласно ДОПОГ И ПДД должно быть дооборудовано защитой топливного бака, проблесковыми маячками. Все транспортные средства проходят обязательный предрейсовый и послерейсовый технический осмотр. Согласно ДОПОГ на транспортном средстве должны быть нанесены следующие знаки опасности:
- на тягаче размещается светоотражающее информационное табло оранжевого цвета с идентификационным номером опасности 223, обозначающим охлажденный легковоспламеняющийся сжиженный газ, и № ООН 1972, обозначающий СПГ.
- на полуприцепе-цистерне такое же светоотражающее информационное табло и знак опасности в форме красного ромба, обозначающий легковоспламеняющийся газ.
Требования к экипажу транспортного средства
Персонал транспортной компании должен пройти обучение и аттестацию по программе ДОПОГ. В штат транспортной компании, специализирующейся на перевозках опасных грузов, входит консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
Приказами Минтранса № 202 и 203 утверждены курсы подготовки и порядок выдачи свидетельств для водителей и консультантов.
Дополнительно водители-операторы, обслуживающие оборудование, работающее под давлением, для хранения и транспортировки СПГ, проходят аттестацию по программе и получают удостоверение для работы.
Водители-операторы, работающие с криогенными продуктами, обязаны иметь соответствующую экипировку: антистатическую спецодежду, криогенные перчатки, каску, наушники, очки, специальную обувь.
Кроме отраслевых курсов подготовки «Лидер Спец Транс» проводит корпоративную программу обучения и аттестации водителей, обучение по программам обслуживаемых партнеров.
Ежемесячно проводятся инструктажи и тренинги по программам безопасности работы с криогенными, легковоспламеняющимися продуктами, технике управления транспортным средством, соблюдению скоростного режима и режима труда и отдыха водителей.
Водители обязательно проходят предрейсовый, послерейсовый медицинский осмотр и инструктаж.
Анализ и контроль основных параметров безопасности перевозки СПГ
Кроме обязательного предрейсового и послерейсового осмотра транспорта и водителей, инструктажа водителей проводится:
- анализ отклонений от нормативов скоростного режима;
- анализ отклонений от нормативов режима труда и отдыха водителей;
- мониторинг отклонений от утвержденного маршрута следования.
Автор: Ибрагимов Юнус Раисович, директор по маркетингу «Лидер Спец Транс»